Атлантами в Петербурге никого не удивить. Но если это атланты-варвары?
В Сапёрном переулке есть дом, фасад которого мог бы победить в конкурсе декоративных элементов: здесь Вас встретят львиные и кошачьи маски, кариатиды, фриз с драконьими головами, десятки фигурок путти. Но самое поразительное — это атланты. Не классические античные исполины, а усатые и бородатые дикари в шкурах и сапогах, с насупленным взором и занесёнными для удара кулаками. Эти фигуры стали архитектурным символом дома на Сапёрном, 13 и поводом для множества догадок.
Дом был построен в 1880–1881 годах архитектором Павлом Петровичем Дейнеко — выпускником Академии художеств, более известным постройками в Гатчине, Царском Селе и Кронштадте. В Петербурге он возвёл всего несколько зданий, и дом №13 в Сапёрном переулке— пожалуй, самая яркая работа мастера.
Первоначальный проект был куда скромнее: фасад в стиле эклектики, украшенный парой героев-антиков у входа. Но владелец участка, Сергей Францевич Англарес, сведения о статусе которого колеблются между званиями купца и гвардейского офицера, решил иначе. Фасад по просьбе заказчика был причудливо изукрашен:
– двумя парами атлантов,
– тремя парами кариатид,
– множеством маскаронов,
– и тридцатью двумя фигурками путти, обрамляющими окна верхнего этажа.
Не исключено, что неприветливые варвары — вынужденная мера: известно, что в ходе строительства произошло обрушение части фасада, поэтому, возможно, атланты в прямом смысле должны были держать на своих плечах конструктив здания.
Интересно, что Англарес владел домом недолго. Уже в 1882 году за долги он был заложен в Городское кредитное общество, а вскоре выставлен на продажу. Вплоть до революции здание несколько раз меняло собственников. Один из них, крестьянин Максим Петрович Градусов, числился хозяином с 1913 года.
Биографический справочник дома тоже очень интересен: в начале XX века в гостях у своей золовки (сестры мужа Сергея Эфрона), Анны Яковлевны Трупчинской, бывала Марина Цветаева. А в 1908–1909 годах 13-комнатную квартиру занимал князь Михаил Иванович Хилков — министр путей сообщения, инженер и реформатор, сыгравший важную роль в истории российских железных дорог.
После революции началась эпоха коммунального жилья. Капитальный ремонт 1970-х годов, превративший обобществлённые квартиры в отдельные двух- и трёхкомнатные, существенно изменил интерьеры: были утрачены камины, балясины с морскими коньками, стеклянный купол над лестницей, анфиладная планировка, а также богатое убранство парадных. Тем не менее, фасад сохранился — и суровые атланты, чей образ куда ближе к бурлакам, чем к классическим героям, по-прежнему провожают взглядом изумлённых прохожих.
Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии для улучшения его работы. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.