Главная/Блог/Дача Бориса Владимировича в Царском Селе
Дача Бориса Владимировича в Царском Селе
Если XVIII и большая часть XIX столетия были отмечены страстью ко всему французскому, то в преддверии XX века пришла мода на всё английское: детям в дворянских семьях выписывались nurses (няни) из туманного Альбиона, мужчины же, носившие котелки и английские костюмы-тройки, были страстно увлечены теннисом и боксом. Не иссякал поток покупателей в Английском магазине на Невском проспекте, 16. Находились и желающие завести какое-нибудь "колониальное" животное: обезьянку или какаду. Словом, англомания захлестнула Петербург.
Поэтому неудивительно, что первые образцы стиля модерн в столице тоже носили отчётливо английские черты (как, например, дача Гаусвальд на Каменном острове).
Но пионером нового стиля явился комплекс построек загородной дачи великого князя Бориса Владимировича, созданный в 1896–1897 годах в Царском Селе.
Дача, получившая неофициальное название Wolfgarde ("Волчий сад"), была построена в пределах Отдельного парка, на берегу Колонистского пруда. Это была часть владений великого князя Владимира Александровича, отца владельца. Считается, что поводом для строительства послужило совершеннолетие великого князя – его 20-летие.
Проектирование доверили английской фирме «Мэйпл», работы возглавили архитекторы Шернборн и Скотт, предположительно — Макей Хью Бейли Скотт, одна из знаковых персон британского модерна. Всё — от строительных материалов до исполнителей — было привезено из Англии. Контролировал работы с российской стороны архитектор Сильвио Данини.
Дача представляла собой целый ансамбль: главный жилой дом, запасной дом с гаражом и квартирой шофёра, конюшенный корпус, оранжерейный флигель и чайный павильон (последний сгорел в 1970-е). Все постройки объединялись в единый архитектурный комплекс. Главный дом отличался сложной композицией — Г-образной формой, чередованием объемов, черепичной крышей сложной формы, фахверковыми щипцами, декоративной штукатуркой и кирпичной кладкой. Внимание к деталям поражает до сих пор: резные деревянные колонны, мраморные камины, обои с тиснением, витражи и бронзовые дверные ручки. Центром интерьера стал двухсветный холл с лестницей, ведущей на балкон второго этажа — как в традиционных английских домах.
Технические решения тоже были передовыми: например, водяное отопление, которое исправно работало и через сто лет после постройки.
Особое внимание было уделено парковой зоне. Пейзажный сад включал фонтан, цветники, аллеи из туй (именно отсюда туя распространилась по всему Отдельному парку), лиственные и хвойные деревья. Аллеи и ограда проектировались так, чтобы защищать участок от ветра и создавать симметричную композицию.
Надо отметить, что в усадьбе совершенно не звучала русская речь: весь обслуживающий персонал был приглашён из Великобритании, да и сам владелец своим первым языком считал английский — он заговорил на нём раньше, чем на родном.
После Февральской революции великий князь Борис Владимирович находился под домашним арестом на своей царскосельской даче, а в 1919 году ему удалось уехать из России во Францию.
Резиденция была передана Наркомпросу. Здесь некоторое время жил народный комиссар Анатолий Луначарский. С 1922 года и по сей день комплекс построек находится в ведении Всероссийского института растениеводства имени Н. И. Вавилова. А благодаря тому, что главный усадебный дом сохранил свою планировку и детали отделки, он стал популярной кинолокацией: дача Бориса Владимировича фигурировала в таких культовых картинах, как «Женщина в белом», а также эпизодах знаменитого сериала «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии для улучшения его работы. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.