Долгое время общественным транспортом Санкт-Петербурга управляли частные компании, не слишком заинтересованные в нововведениях. Первые омнибусы сменились конно-железными дорогами в 1860-х, но на этом эволюция транспорта остановилась, причем искусственно: когда в 1880-х появились первые линии парового трамвая, владельцы конок сделали все возможное, чтобы сдержать развитие "паровика". То же самое случилось, когда в 1880 Фёдор Пироцкий представил горожанам первый вагон на электрической тяге: между Городской думой и акционерами конных железных дорог было заключено соглашение о монополии на пассажирские перевозки в столице, - казалось бы, это поставило крест на дальнейшем развитии общественного транспорта.
Именно поэтому первые трамвайные линии в Петербурге были устроены в 1895 году … на льду Невы! На столь экзотичный шаг пошло Финляндское общество легкого пароходства, желавшее поколебать позиции конки: рельсы проложили прямо по замерзшему пространству Невы, а контактный провод поддерживали деревянные столбы, вмороженные в лёд.
Столь нестандартное транспортное решение оказалось архипопулярным, и уже в следующую зиму 1895-1896 гг. были запущены несколько линий ледового трамвая. Проект просуществовал 15 лет - до 1910 года, - и включал 4 направления: 🚃 от Сенатской площади к Академии художеств на Васильевском острове; 🚋 от Дворцовой набережной к Мытнинской на Петербургской (ныне - Петроградской) стороне; 🚃 от Суворовской площади к Выборгской стороне; 🚋 от Суворовской площади к Петербургской стороне.
Как же была устроена диковинная переправа? Трамвайные вагоны вместимостью до 20 человек ходили по однопутной дороге со скоростью до 20 км/ч. Линии функционировали с января по март, и за короткий сезон трамваем на льду пользовались до 900 тысяч человек (при общей численности населения города в 1.5 млн.чел. в 1900 году)! Стоит отметить, что ледовый трамвай оказался вполне безопасным видом транспорта: за 15 лет работы не случилось ни одной аварии, кроме обрыва проводов.
Однако было очевидно, что стремительно разраставшаяся столица нуждалась в принципиально новых транспортных решениях. Поэтому когда в 1902 году истекли сроки концессии, и город получил в распоряжение все имеющиеся линии конно-железных дорог, власти сразу приступили к реорганизации инфраструктуры.
В результате в 1907 от Главного штаба до 8 линии ВО прошел первый "сухопутный" трамвай. Некоторое время он ходил параллельно с ледовым: последняя трамвайная переправа на льду Невы была закрыта в 1910-м.
Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии для улучшения его работы. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.