Из принципиальных убеждений не имея дома телевизора, я смотрю кино в Интернете и отдаю предпочтение драматическим лентам без пресловутого хеппи-энда, фильмам-притчам. И, конечно, при таком векторе обойти вниманием киноработы Алексея Балабанова оказалось просто невозможно: откровенно тяжело смотреть «Груз-200» и «Кочегара», неоднозначны «Жмурки», - наверное, творчество Мастера и должно быть разноплановым, чтобы не возникало ощущения однобокости и предсказуемости.
Но есть у Балабанова фильмы, которые по глубине своей совершенно неповторимы (не буду вовлекать в орбиту «Брата» и «Брата-2», - о них и так много сказано): это булгаковский «Морфий», очень достоверно передающий атмосферу времен краха Империи и пучины Гражданской войны, это «Замок» по мотивам Кафки, где через зеркало абсурда расткрыта проблема Личности и всеперемалывающей системы, это пронзительная лента «Мне не больно», обращающая зрителя к теме бессилия перед судьбой и смертью.
Вчера же я посмотрела последнюю киноработу Балабанова, фильм-эпилог, – «Я тоже хочу». Можно сказать, что это чуть упрощенное переложение «Сталкера» Тарковского: на новый лад, в современных реалиях, но с тем же посылом.
Но главное, что меня поразило в фильме, - это то, насколько важно, весомо присутствие в балабановской картине Петербурга. Петербург как съемочный павильон, как город-декорация, - настолько точно выведены дома, улочки, дворы, вывески, что узнается каждое здание, набережная, перекресток. Васильевский остров показан со всех ракурсов: здесь и знаменитые Сфинксы, Андреевский собор, аптека доктора Пеля, и менее известные уголки – башня завода «Красный Гвоздильщик», набережная Смоленки в районе Камской улицы и Смоленского лютеранского кладбища, сад Академии художеств, бывшая больница Биржевого купечества на Большом проспекте. По сути, снимая будничный Петербург, Балабанов продолжает традиции Достоевского, показавшего изнанку блестящей столицы, позволившего проникнуть в Петербург подлинный, а не картинный, и в том преемственность Мастера, воспевающего «самый отвлеченный и умышленный город на всем земном шаре».
Арина Данилова,
экскурсовод и руководитель бюро "Ленинградская симфония",
www.o-leningrade.ru#Балабанов, #ЯТОЖЕХОЧУ, #кино, #Петербург
Кем работали женщины в дореволюционном Петербурге
В истории Петербурга много видных женщин: императрицы, фаворитки, светские львицы. Но гораздо больше – женщин невидимых, тех, кто работал, создавая повседневность нашего города. Кем могла работать барышня в дореволюционной России и зачем ей это было надо? Последний вопрос, конечно, риторический. А об остальном – наша статья.
Подробнее »
Дача Бертлинга в Лесном
Сто с лишним лет назад, проехав всего полчаса от Финляндского вокзала на паровичке, можно было оказаться в чудном дачном поселке, где посреди владений Лесного института в прекрасном единении с природой располагались особняки, щеголяющие затейливой архитектурой.
Подробнее »
Автомобили и их владельцы
В Петербурге начала XX века автомобиль еще считался роскошью, а не средством передвижения. К 1913 году в столице было зарегистрировано 2585 автомобилей.
Владение самоходной каретой было прерогативой богатых, и чаще всего, знаменитых. Например, отец писателя Владимира Набокова, Владимир Дмитриевич Набоков, — юрист, публицист и лидер партии кадетов, — был к тому же и автолюбителем. В его автопарке было несколько машин, которые он время от времени менял.
Подробнее »