Каменный остров связан с именами многих знаменитых петербуржцев. Среди домовладельцев в этом заповедном уголке бывшей столицы - придворный банкир, меценат Александр Людвигович Штиглиц.
8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось блокадное кольцо. Уже в первые недели войны, когда немцы стремительно продвигались по территории СССР, в городе решено было приступить к укрытию и маскировке архитектурных памятников, которые не только являлись объектами культурного наследия, но и могли служить ориентиром для врага во время артобстрела.
О том, как создавалась маскировка для главных зданий Ленинграда, мы расскажем в этой статье.
В Петербурге начала XX века автомобиль еще считался роскошью, а не средством передвижения. К 1913 году в столице было зарегистрировано 2585 автомобилей.
Владение самоходной каретой было прерогативой богатых, и чаще всего, знаменитых. Например, отец писателя Владимира Набокова, Владимир Дмитриевич Набоков, — юрист, публицист и лидер партии кадетов, — был к тому же и автолюбителем. В его автопарке было несколько машин, которые он время от времени менял.
На прошлой неделе мы писали о Калашниковской хлебной бирже. Конечно, в начале 20 века в столице работали и мукомольные предприятия.
История одного из них началась в 1907 г с постройки паровой мельницы, принадлежащей купцу Д. И. Мордуху. Мельница стояла на месте впадения Обводного канала в Большую Неву, и это сильно помогало в логистике. Предприятие быстро росло, повышался уровень механизации, и в 1914 г. мельницу электрифицировали. Здесь сложился целый «хлебный городок», ставший началом крупной мукомольной промышленности в городе.
Нынешняя Синопская набережная в конце XIX века была центром столичной хлебной торговли: всем прекрасно известен капризный петербургский климат, сделавший наш регион зоной рискованного земледелия, – поэтому столица зависела от поставок продовольствия из центральных и южных регионов Российской империи. Барки, груженные зерном, шли к берегам Невы с Волги и не только обеспечивали хлебом крупнейший город страны, но и отправляли зерно на экспорт –через Балтийское море в Европу.
С открытием в 1870 году Финляндской железной дороги Карельский перешеек, и ранеее привлекавший горожан, стал популярнейшими местом отдыха и дачного строительства среди состоятельной петербургской публики. Поезда в Терийоки (ныне - Зеленогорск) в летние месяцы ходили каждые полчаса, а извозчики,
встречающие жителей мегаполиса, рвущихся на природу, за сезон зарабатывали такие суммы, которые позволяли им содержать семью до следующего наплыва столичных дачников.
Но после октябрьской революции, 6 декабря 1917 года, Финляндия провозгласила независимость, и граница с Советской республикой прошла в 30-35 км от Петрограда. Многие горожане, желавшие переждать на даче тревожные времена, оказались в вынужденной эмиграции, не вернувшись в бывшую столицу уже несуществующей империи…
Не обязательно быть на мели, чтобы ходить в магазин как на экскурсию. Шикарные, просторные дворцы потребления, созданные в начале XX века, и сейчас поражают элегантностью и изысканностью.
Таков торговый дом у Красного моста — представитель класса grand magasin, появившихся в Париже в конце 1860-х годов.
В изнеженной столице до известных событий 1917 года меха - обязательный атрибут гардероба успешных мужчин (можно вспомнить знаменитый портрет Шаляпина в "барской" шубе кисти Кустодиева) и их прекрасных избранниц (приличные дамы уж всенепременно позировали живописцам в манто). Соболь, куница и горностай, - все это можно было купить в Доме Мертенса на Невском, 21.
Магазин с огромными застекленными арками высотой в 4 этажа, бронзовыми дверями и хрустальным лифтом принадлежал Фридриху Людвигу Мертенсу, - законодателю меховой моды рубежа XIX и XX веков.
«Провожатым на лифтах воспрещается поднимать прислугу отдельно от господ», «Всякое заявление на нелюбезность или невнимательность приказчика к покупателю влечёт обязательную сбавку процентного вознаграждения». Такие по-военному четкие и подробные инструкции имели служащие магазина Гвардейского экономического общества в 1911 году.
Именно безукоризненное обслуживание и демократичные цены сделали "Экономку" столь популярной среди горожан. Но как родился замысел самого успешного торгового общества начала XX века?
Сто с лишним лет назад, проехав всего полчаса от Финляндского вокзала на паровичке, можно было оказаться в чудном дачном поселке, где посреди владений Лесного института в прекрасном единении с природой располагались особняки, щеголяющие затейливой архитектурой.
XVIII век стал переломным для соборной, домостройной преемницы Византии. Деятельный помазанник божий Петр задал России новый, невиданный прежде ритм и буквально «втолкнул» её в европейский мир.
Есть в Гатчинском районе удивительная деревенька Лампово - одно из немногих поселений Ленинградской области, где можно увидеть добротные, просторные старообрядческие избы, будто сошедшие с картинок: яркие фасады, затейливая резьба и даже роспись, чудные балкончики...
Мало кто знает, что при Горном университете на Васильевском острове (старейшем, кстати, техническом учебном заведении страны) есть свой музей, оформленный еще в середине XIX века.
В ночь на 7/IX на Л-д упали первые бомбы, на Харьковской...Сегодня, в 22.45, был налет на Л-д, я слышала, как свистели бомбы — это ужасно...
Кто же не знает "дворец дожей" в Петербурге на углу Невского и Малой Морской? Массивное, несколько мрачноватое здание, построенное в подражание итальянскому Возрождению и отделанное темно-серым сердобольским гранитом, стало одним из самых узнаваемых сооружений на главной городской магистрали.