![](/uploads/posts/2017-10/medium/1506983780_k-1.jpg)
В Петербурге есть несколько зданий, принадлежавших роду Кочубеев.Особняк на Фурштатской улице под номером 24 был построен архитектором Мельцером в 1910 году для князя Виктора Сергеевича Кочубея, генерал–адъютанта императора Николая II, занимавшего высокую должность Управляющего уделами царской семьи.
Здание построено в стиле модерн с элементами неоклассицизма, и вернее его атрибутировать как постмодерн, почти перешедший в конструктивизм. Удобный, просторный, спроектированный с учётом всех последних достижений технической мысли, особняк выделялся авангардистской отделкой фасада, обилием керамической плитки.
![](/uploads/posts/2017-10/medium/1506983743_k-9.jpg)
Однако людям с тонким вкусом дом Кочубея казался скучным, холодным. Когда А.Бенуа спросили, в каком стиле, по его мнению, сделан фасад, он лаконично ответил: «В гигиеническом». Слова Александра Николаевича оказались пророческими: после революции в особняке разместилась женская консультация, а потом поликлиника №8.
Сейчас в доме Бизнес-центр, ресторан и "Кочубей клуб". Три огромных флигеля занимают различные офисы, а ведь когда-то они создавались для проживания прислуги князя. Это поразительно, но 3/4 дома владелец отвел для тех, кто должен был обслуживать его семью! Подобного решения не встрчается ни в одном другом особняке Петербурга. Отказ Виктора Сергеевича Кочубея от демонстративной роскоши в свое время даже являлся предметом для обсуждения: так, напрмер, Лев Успенский в своих «Записках старого петербуржца» рассказывал, что для поездок на извозчике князь «выбирал самую страшную пролетку, самые еле живые санки, самого разнесчастного мужичонку (флюс и одного глаза нет!)».
После революции князь, как и многие его соотечественники, вынужден был эмигрировать и скончался в 1923 году в Висбадене; а особняк, переживший все испытания XX века, по сию пору является напоминанием об этом удивительном человеке.
Андрей Дамиров,
www.o-leningrade.ru
Эмиграция на даче
С открытием в 1870 году Финляндской железной дороги Карельский перешеек, и ранеее привлекавший горожан, стал популярнейшими местом отдыха и дачного строительства среди состоятельной петербургской публики. Поезда в Терийоки (ныне - Зеленогорск) в летние месяцы ходили каждые полчаса, а извозчики,
встречающие жителей мегаполиса, рвущихся на природу, за сезон зарабатывали такие суммы, которые позволяли им содержать семью до следующего наплыва столичных дачников.
Но после октябрьской революции, 6 декабря 1917 года, Финляндия провозгласила независимость, и граница с Советской республикой прошла в 30-35 км от Петрограда. Многие горожане, желавшие переждать на даче тревожные времена, оказались в вынужденной эмиграции, не вернувшись в бывшую столицу уже несуществующей империи…
Подробнее »
Автомобили и их владельцы
В Петербурге начала XX века автомобиль еще считался роскошью, а не средством передвижения. К 1913 году в столице было зарегистрировано 2585 автомобилей.
Владение самоходной каретой было прерогативой богатых, и чаще всего, знаменитых. Например, отец писателя Владимира Набокова, Владимир Дмитриевич Набоков, — юрист, публицист и лидер партии кадетов, — был к тому же и автолюбителем. В его автопарке было несколько машин, которые он время от времени менял.
Подробнее »
Дача Матильды Кшесинской в Стрельне
Недавно в нашем телелеграм-канале мы писали о музее политической истории, расположенном в бывшем особняке Матильды Кшесинской. Балерина владела не только этим великолепным домом в столице, но и являлась хозяйкой не менее роскошной дачи в Стрельне.
Подробнее »