Не обязательно быть на мели, чтобы ходить в магазин как на экскурсию. Шикарные, просторные дворцы потребления, созданные в начале XX века, и сейчас поражают элегантностью и изысканностью.
Таков торговый дом у Красного моста — представитель класса grand magasin, появившихся в Париже в конце 1860-х годов. В ту пору французскому коммерсанту Жюлю Жалюзо пришла в голову счастливая мысль продавать в одном магазине все — от кружев и зонтиков до украшений и мехов. Да еще время от времени устраивать распродажи! Grands magasins оказались таким же будоражащим явлением, как торговые моллы для нынешних горожан. Кроме того, новые явление в торговле затронуло и социальный аспект: в XIX веке женщина могла появляться на публике только в сопровождении, а вот по универмагам можно было пройтись с подругами, обсудить семейные и светские дела, — и такой "дамский выход" не считался предосудительным.
В 1906 г. компания «Эсдерс и Схейфальс», которая занималась продажей в Европе готового женского и мужского платья, расширила свою сеть, открыв торговый дом в Петербурге на углу Мойки и Гороховой улицы. Славу торгового дома «Эсдерс» поддерживали парижское и брюссельское отделения, руководимые Анри Эсдерсом. Увы, торговые галереи в Париже и Брюсселе не дошли до сегодняшнего дня, так что устоявший «храм Меркурия» у Красного моста — последний из могикан, напоминающий о некогда могущественной торговой сети.
Получив 1906-1907 г. заказ на строительство торгового здания, архитекторы В. А. Липский и К. Н. де Рошефор решили поспорить с громадой компании «Зингер», возведя эффектное пятиэтажное здание, ставшее одной из городских доминант. В основе здания был металлический каркас, служивший не только пожарной безопасности, но и дававший возможность создать практически сплошное остекление: в витринах универсального магазина красовались манекены, а рекламные надписи на фасаде предлагали приобрести «тужурки» и «ливреи».
Помимо магазина в здании размещались и швейные мастерские, поэтому в период Гражданской войны, когда в голодном и промерзшем Петрограде вовсе была запрещена свободная торговля, здесь организовали швейную фабрику и наградили ее именем погибшего комиссара по делам печати и пропаганды В. Володарского, — бывшего портного. Со временем «Володарка» разрослась, открыла филиалы в Пскове, Сланцах и Великих Луках. Еще в 1928 году цех пошива дамской одежды был выделен в самостоятельное предприятие «Большевичка». В перестройку от старых названий поспешили отречься и переименовались в FOSP — «иностранная» аббревиатура курьезным образом расшифровывалась как «Fабрика одежды Sанкт-Pетербурга».
В 2009-2014 здание отреставрировано компанией БТК-девелопмент. Поскольку оригинальных чертежей не сохранилось, восстанавливление велось по фотографиям. Первый этаж создан в соответствии с историческим упоминаниями о его первоначальном виде. Здание, как и задумывалось, венчает шпиль высотой 29 м., а общая высота постройки достигает 52 м. Сейчас Au pont rouge - памятник архитектуры федерального значения.
9-08-2023, 18:54
В Петербурге есть несколько зданий, принадлежавших роду Кочубеев.Особняк на Фурштатской улице под номером 24 был построен архитектором Мельцером в 1910 году для князя Виктора Сергеевича Кочубея, генерал–адъютанта императора Николая II, занимавшего высокую должность Управляющего уделами царской семьи.
Нынешняя Синопская набережная в конце XIX века была центром столичной хлебной торговли: всем прекрасно известен капризный петербургский климат, сделавший наш регион зоной рискованного земледелия, – поэтому столица зависела от поставок продовольствия из центральных и южных регионов Российской империи. Барки, груженные зерном, шли к берегам Невы с Волги и не только обеспечивали хлебом крупнейший город страны, но и отправляли зерно на экспорт –через Балтийское море в Европу.
Мало кто знает, что при Горном университете на Васильевском острове (старейшем, кстати, техническом учебном заведении страны) есть свой музей, оформленный еще в середине XIX века.