» » Элеватор на Обводном

Элеватор на Обводном

Записаться на экскурсию
Или по номеру телефона:
+7-962-714-44-20
Подобрать экскурсию для себя вы можете по телефону:
+7-962-714-44-20
На прошлой неделе мы писали о Калашниковской хлебной бирже. Конечно, в начале 20 века в столице работали и мукомольные предприятия.
История одного из них началась в 1907 г с постройки паровой мельницы, принадлежащей купцу Д. И. Мордуху. Мельница стояла на месте впадения Обводного канала в Большую Неву, и это сильно помогало в логистике. Предприятие быстро росло, повышался уровень механизации, и в 1914 г. мельницу электрифицировали. Здесь сложился целый «хлебный городок», ставший началом крупной мукомольной промышленности в городе.

Продолжая процесс механизации, в 1911-1912 гражданский инженер Исидор Квиль возвел элеватор на берегу Обводного канала и приступил к строительству четырехэтажного каркасного пакгауза. Он использовал новую на тот момент технологию строительства из монолитного железобетона. В том же году собственные железнодорожные пути соединили предприятие с Николаевской железной дорогой и Финляндской веткой.

Архитектурный облик конструкции продиктован исключительно утилитарными соображениями и построен без дополнительных изобразительных средств. При этом он отличается своеобразной брутальной экспрессией.

Железобетонная структура сооружения образована гигантскими вертикальными ячейками - силосами. Нижний ярус решался в виде аркады, несущей монолитный основной массив, но позднее проемы заложили. Граненые выступы (закрома) напоминают меха гармони.

В 1918 бывшая мельница перешла в ведение хлебного отдела Петроградской губернской потребительской коммуны. В 1920-1921 годах «Первая государственная мельница» была самым крупным мукомольным предприятием в стране, где трудились 750 рабочих. Её производительность составляла 700 тонн зерна в сутки. В 1922 производство переименовали в «Первую государственную мельницу имени В.И. Ленина».

К началу Великой Отечественной войны предприятие вырабатывало до 1000 тонн муки в сутки. В годы блокады Ленинграда завод не остановил работу, хоть и большинство сотрудников-мужчин ушло на фронт. Женская бригада грузчиков выгружала и загружала вагоны, занималась восстановительными работами на предприятии и в районе. Территория комбината подвергалась артиллерийским обстрелам и бомбардировкам. За период войны на комбинат было сброшено сотни зажигательных и около 10 фугасных бомб.

В муку перерабатывались суррогаты. В дело шел подсолнечный жмых, рисовая лузга, овсяный, ржаной и ячменный солод, кукурузные отруби и всевозможные зерносмеси. В блокадный хлеб (кроме муки) входили обойная пыль, солод, сметки, жмых и целлюлоза. Однажды со дна Ладоги удалось поднять затопленную баржу с зерном: это зерно разложили тонким слоем на брезент, просушили, непрерывно перелопачивая, и использовали для выпечки хлеба.

В 1945 году за героический труд 26 работников комбината получили награды - ордена и медали СССР.
Сейчас на пр. Обуховской обороны 7 работает ООО «Невская мельница». Гигантское сооружение признано выявленным объектом культурного наследия и входит в ансамбль «Два элеватора и мельница акционерного общества Петроградских товарных складов (мукомольный завод им. В. И.Ленина)».

30-08-2023, 14:31

Другие статьи
"Слеза социализма" на Рубинштейна, 7

"Слеза социализма" на Рубинштейна, 7

В 1920-е казалось, что до новой жизни можно подать рукой. Идеи утопического социализма, обобществления быта и ухода от частной собственности имели особенный успех среди интеллигенции. И вот в конце 1920-х на ул. Рубинштейна, 7 появился экспериментальный дом-коммуна инженеров и писателей.

Подробнее »

Дача Бертлинга в Лесном

Дача Бертлинга в Лесном

Сто с лишним лет назад, проехав всего полчаса от Финляндского вокзала на паровичке, можно было оказаться в чудном дачном поселке, где посреди владений Лесного института в прекрасном единении с природой располагались особняки, щеголяющие затейливой архитектурой.

Подробнее »

Автомобили и их владельцы

Автомобили и их владельцы

В Петербурге начала XX века автомобиль еще считался роскошью, а не средством передвижения. К 1913 году в столице было зарегистрировано 2585 автомобилей.
Владение самоходной каретой было прерогативой богатых, и чаще всего, знаменитых. Например, отец писателя Владимира Набокова, Владимир Дмитриевич Набоков, — юрист, публицист и лидер партии кадетов, — был к тому же и автолюбителем. В его автопарке было несколько машин, которые он время от времени менял.

Подробнее »