8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось блокадное кольцо. Уже в первые недели войны, когда немцы стремительно продвигались по территории СССР, в городе решено было приступить к укрытию и маскировке архитектурных памятников, которые не только являлись объектами культурного наследия, но и могли служить ориентиром для врага во время артобстрела.
О том, как создавалась маскировка для главных зданий Ленинграда, мы расскажем в этой статье.
ШПИЛИ И КУПОЛАПозолоченные шпили и купола - первейший визуальный ориентир для врага. Шпиль Петропавловского икупол Исаакиевского соборов, позолоченных методом гальванопластики, решено было закрасить серой краской, которую в последствии можно было снять с помощью химикатов без последствий для позолоты. Но этот метод не подходил для Адмиралтейской "иглы", покрытой тончайшими золотыми пластинами, и тогда для шпиля Адмиралтейства в одну ночь сшили из мешковины чехол весом около полутонны, - его предстояло поднять на 72-метровую высоту.
Кто мог бы справиться с такой сложной, практически ювелирной работой на огромной высоте? Только спортсмены-альпинисты: они смогли водрузить маскировочный чехол на адмиралтейский шпиль, они же на ветру и морозе, уже в голодные осень и зиму 1941 года, под гул обстрелов закрашивали шпиль Петропавловского собора, маскировали купола Никольского собора и шпиль на западном фасаде Михайловского замка.
В память о самоотверженном подвиге и невероятном риске альпинистов был установлен барельеф в парадном дворе Великокняжеской усыпальницы Петропавловской крепости. Подойдя к нему, Вы прочтете имена пятерых альпинистов, укрывавших городские достопримечательности от вражеской авиации: Александра Пригожева и Алоиз Земба погибли от голода в 1942-м, Михаил Бобров был отозван на фронт, Михаил Шестаков, помимо работы по укрытию высотных доминант города, как блестящий виолончелист был удостоен чести впервые исполнить Седьмую симфонию Шостаковича на сцене Большого зала Филармонии в августе 1942 года. Ольга Фирсова проработала в городе всю войну и в сентябре 1945 года совершила победную демаскировку шпилей: именно ей суждено было срезать стропы, удерживавшие чехол на адмиралтейском кораблике.
МАСКИРОВКА СМОЛЬНОГОВ здании бывшего Смольного института работало руководство Ленинграда, что делало объект стратегической целью для врага. Для того, чтобы "спрятать" Смольный, было сделано почти невероятное: декораторы Кировского (ныне - Мариинского) театра нанесли на фасад и асфальт ложные тени,цветовые пятна и геометрические фигуры, а для того, чтобы реальные очертания сооружения не были видны с самолета, по проекту архитектора А.И. Гегелло здание укрыли маскировочными сетями, растянутыми на канатах, закрепленных в 20 метрах от стен. На маскировочной сетке была использована аппликация, имитировавшая кроны деревьев, причем осенью использовались золотые и багряные оттенки, а зимой уже белая маскировка полностью скрывала здание в заснеженном городе.
Прибегли и к маскировке местности вокруг Смольного: на площади Пролетарской диктатуры перед самым засекреченным объектом Ленинграда соорудили макеты домов, и даже при помощи художников "изменили" русло Невы, изобразив несуществующую реку в продолжение современного Суворовского проспекта, дабы скрыть излучину, явственно выдающую местоположение главного городского объекта.
Благодаря этим беспримерным усилиям в здание Смольного за время блокады не попало ни одной бомбы.
УКРЫТИЕ ПАМЯТНИКОВРазная судьба была у статуй и монументов Ленинграда. Часть мраморных скульптур Летнего сада, памятник Петру I перед Инженерным замком, конные статуи с Аничкового моста укрыли в траншеях. Перед этим памятники обмеряли и фотографировали.Вокруг монументов, остававшихся на местах, устанавливали целые сооружения из деревянной опалубки или мешков с песком. Так укрыли «Медный всадник», памятник Николаю I, Екатерине II, памятник В. И. Ленину у Финляндского вокзала, С. М. Кирову. Деревянными футлярами были укрыты Сфинксы на Васильевском острове.
Памятник Александру III работы Паоло Трубецкого спасла от прямого попадания фугасной бомбы песчаная насыпь и накат из брёвен. А вот памятник Суворову укрывать не стали: ленинградцы считали, что пока великий полководец, изображенный в одеяниях Марса, взирает на город, здесь не бывать врагу.
КАК "ПРЯТАЛИ" ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБЪЕКТЫОсажденный город продолжал выпуск военной продукции, поэтому крайне важно было защитить от обстрелов промышленные объекты. С этой целью нередко прибегали к бутафории: рядом с действовавшим производством возводили его двойник.
Так, рядом с нефтебазой «Ручьи» был построен дублер (авторы Г.Е.Александров и Е.С. Хмелевская), которому "доставались" все снаряды при обстреле, причем каждый раз после бомбардировки ложный объект восстанавливали, чтобы в дальнейшем он снова мог принять на себя удар вражеской авиации.
Порой на крышах производственных цехов возводили целые "кварталы" из фанеры, важные транспортные узлы маскировали под руины или зеленые массивы. Для того, чтобы срезанные ветви в маскировочных сетях дольше не увядали (а это фиксировала аэрофотосъемка), ленинградские учёные-ботаники разработали технологию консервирования срезанной растительности, которая позволяла на весь сезон сохранять растениям, использованным для маскировки, естественный цвет и вид.
Несмотря на сложнейшую работу по маскировке города, многие памятники пострадали. Израненный, но не сдавшийся врагу город пережил войну и нуждался в восстановлении. О сложнейшей работе реставраторов в Ленинграде и его знаменитых пригородах мы расскажем в одной из наших следующих публикаций.