Нередко можно услышать, что трех- и четырехэтажные дома на Тракторной улице близ станции метро "Нарвская" были построены пленными немцами в период послевоенного восстановления Ленинграда, однако это совершенно не так: улица Тракторная стала частью проекта по созданию "образцового квартала" для рабочих, осуществлявшегося ещё в 1920-е годы.
В 1920-х в советской архитектуре, решительно отмежевавшейся от столь популярного еще недавно модерна, рождались новые направления, призванные отразить реалии "общества всеобщего благоденствия". В горячих спорах традиционалистов, вещистов, формалистов, рационалистов, урбанистов, формировалось понимание того, каким должен стать облик социально-значимых сооружений. Уже к середине 1920-х годов основным направлением в архитектуре стал конструктивизм.
Вписать новый, "пролетарский" стиль в существующий ансамбль бывшей имперской столицы оказалось очень сложной задачей, поэтому было принято решение о возведении кварталов для рабочих не среди исторической застройки, а на заводских окраинах. О застройке Московско-Нарвского района Ленинграда и будет наша статья.
Работы по проектированию этого района проводило Бюро планировки Ленинграда по руководством Л.А. Ильина. Итоговый проект демонстрировался в советском павильоне на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности, проходившей в Париже в 1925 году и получил высокую оценку.
Застройка двух участков – Крыловского (Тракторная улица) и Серафимовского (проспект Стачек) – проводилась в 1925–1928 годах по проектам Бюро стройкома, возглавлявшегося архитектором Г.А. Симоновым. Ведущие мастера ленинградского авангарда А.И. Гегелло и А.С. Никольский спроектировали "квартал мечты" для рабочих Путиловского (позднее - Кировского) завода, о котором мы и будем вести речь.
Место в Крыловском переулке прекрасно подходило для создания эталонного жилмассива: с одной стороны, на участке не было капитального строительства, которое пришлось бы сносить, а с другой - вблизи находилась булыжная мостовая, действовал водопровод и проходила канализация (хоть и деревянная). Важна была также идеологическая составляющая: рабочие Нарвской заставы принимали активнейшее участие в манифестации 9 января 1905 года, - события этого дня, известного как "Кровавое воскресенье", стали катализатором первой русской революции. Пропагандистский компонент нового квартала был подчеркнул еще и тем, что его дополнила зеленая зона, получившая название "Сад 9 января" (интересно также отметить, что отделяет парковое пространство от проспекта Стачек кованая решетка, прежде служившая ограждением для Собственного сада Зимнего дворца, - с выломанными изображениями двухглавых орлов, неуместно напоминавших о низвергнутой монархии).
Но вернёмся в жилмассиву, созданному для рабочих Нарвской заставы. При его проектировании был учтен опыт подобного строительства в Германии и Швеции. Однако, учитывая тот момент, что советская экономика после Гражданской войны испытывала немалые трудности, решено было в качестве строительных материалов использовать в том числе кирпич разрушенных зданий, невысушенную древесину и даже железнодорожные и трамвайные рельсы.
К 1926 в переулке Крылова появилось 16 новых 3-х и 4-этажных домов, а в честь выпуска «Красным путиловцем» (позднее - Кировским заводом) первых тракторов, переулок переименовали в Тракторную улицу.
Дома на Тракторной улице, спроектированные в духе конструктивизма, гармонично размещались среди зелени, причем начальный участок улицы был расширен, а последующие дома сужали улицу, - таким образом, новая магистраль была как бы распахнута по отношению к основной оси района - проспекту Стачек. Одной из основных черт конструктивизма является намеренный отказ от декоративности при основном акценте на ассиметричность арок и фасадов, - именно такое решение и было применено в данном случае. Единственный декоративный элемент, который задумали архитекторы - барельефный портрет В.И. Ленина в торце одного из домов.
А. И. Гегелло описывал проект так: «По количеству комнат квартиры намечались трех типов и распределялись следующим образом: квартиры в составе жилой кухни-столовой и двух спален из расчета заселения их одной семьей — 20 %; квартиры в три комнаты с отдельной кухней, которые могли быть заселены в случае необходимости двумя семьями — 65 %; квартиры в четыре комнаты с кухней на две семьи — 15 %. Наименьшая площадь жилой комнаты была определена в 9,1 м2 (при ширине комнаты не менее 2,7 м), высота этажа в чистоте — 2,98 м». Интересен один момент, способный смутить современных жильцов - это отсутствие отдельной ванной комнаты. Места для ванн были предусмотрены на кухне, но их не установили, так как они просто не производились на тот момент в стране.
Отдельное внимание архитекторы уделили освещению в новых домах. Для того, чтобы не отнимать свет у жилых помещений по южной стороне улицы все лестничные клетки выходят во двор, а на южной — на улицу. Даже подсобные помещения в домах имеют естественное освещение — на фасадах им соответствуют мелкие окна.
Массив на Тракторной улице, казавшийся мечтой для рабочих, еще вчера живших в бараках на промышленных окраинах города, с одной стороны, стал неким эталоном жилищного строительства, а с другой - очень ярко отразил расхождение заявленного и действительного, поскольку большинство квартир в условиях жесткой нехватки жилплощади в Ленинграде, превратились в коммунальное жилье.