» » Автомобили и их владельцы

Автомобили и их владельцы

Записаться на экскурсию
Или по номеру телефона:
+7-962-714-44-20
Подобрать экскурсию для себя вы можете по телефону:
+7-962-714-44-20
АВТОПАРК НАБОКОВЫХ

В Петербурге начала XX века автомобиль еще считался роскошью, а не средством передвижения. К 1913 году в столице было зарегистрировано 2585 автомобилей.
Владение самоходной каретой было прерогативой богатых, и чаще всего, знаменитых. Например, отец писателя Владимира Набокова, Владимир Дмитриевич Набоков, — юрист, публицист и лидер партии кадетов, — был к тому же и автолюбителем. В его автопарке было несколько машин, которые он время
от времени менял.

«Повернув на Невский, автомобиль минут пять ехал по нему, и как весело бывало без усилия обгонять самых быстрых и храпливых коней... Мы сворачивали влево по улице с прелестным названием Караванная, навсегда связанной у меня с магазином игрушек Пето и с цирком Чинизелли, из круглой кремовой стены которого выпрастывались каменные лошадиные головы. Наконец, за каналом, мы сворачивали на Моховую и там останавливались», — вспоминает его сын,  Владимир Набоков, свою дорогу в Тенишевское училище. По очевидной причине сверстники недолюбливали юного Набокова, родившегося с серебряной ложкой во рту. «Особой причиной раздражения было еще то, что шофер«в ливрее» привозит «барчука» на автомобиле, между тем как большинство хороших тенишевцев пользуется трамваем». Об этом мы читаем в автобиографических произведениях Набокова "Другие берега" и "Память, говори".

Мало того, что Набокова доставляли в учебное заведение на моторе, так и делалось это еще каждый день в разных автомобилях. Вот как об этом вспоминает автор:

«Прежде всего я смотрел, который из двух автомобилей, «Бенц» или «Уолзлей», подан, чтобы мчать меня в школу. … По сравнению с бесшумной электрической каретой, ему предшествовавшей, очерк этого «Бенца» поражал своей динамичностью, но, в свою очередь, стал казаться старомодным и косно квадратным, как только новый длинный черный английский лимузин ролс-ройсовых кровей стал делить с ним гараж во дворе дома. … Начать день поездкой в новой машине значило начать его хорошо».

Что за машина такая — Уолзлей? Это немного курьезная транслитерация названия английской марки Wolseley, выпускавшей автомобили с 1901 по 1975 годы. До революции в столице Российской империи работало ее представительство по адресу Петербургская набережная, дом 30, квартира 1.
Набоковский лимузин Уолзлей ожидала любопытная судьба. Шофёр Цыганов, бывший гонщик, летом или осенью 1917-го года, «вскоре после выхода отца из кабинета Керенского, решил спасти мощный Уолзлей
от возможной конфискации, для чего разобрал его на части, а части попрятал в различные, одному ему известные места. Еще позже, в сумраке трагической осени, когда большевики уже брали верх, один из адъютантов Керенского просил у моего отца крепкую машину, которой премьер мог бы
воспользоваться, если придется спешно бежать; но наш слабый, старый Бенц для того не годился, а Уользлей конфузным образом исчез», — вспоминал Набоков. В итоге Александр Федорович Керенский уехал из Зимнего дворца на открытом американском Pierce-Arrow и даже сумел добраться на нём до Пскова.

Модель Уолзлей, которой владели Набоковы, была сконструирована так, что пассажирское сиденье было закрытым, а вот шоферское — открыто всем ветрам. Поэтому в шоферскую униформу тех времен входила шуба или доха, а также длинные, по локоть, перчатки. Чтобы водитель услышал пожелания пассажира, надо было воспользоваться специальным рупором. Набоков его описывает так: «писклявая, бледно-серой материей и сеткой обтянутая груша, сообщавшаяся с бледно-серым шнуром, ведущим к водителю».

Кроме этих респектабельных городских машин у Набоковых был загородный «Торпедо-Опель». На нём шофер Пирогов возил семью по Варшавскому шоссе, открыв глушитель, «со скоростью семидесяти километров в час, что тогда казалось упоительным».

Автомобилем владел и лесопромышленник Евсей Лазаревич Слоним — отец Веры,
будущей жены Владимира Набокова. В 1911 году ему принадлежал одноцилиндровый De Dion Bouton. Возможно, этот автомобиль встречался на петербургских улицах с «Бенцем», мчащим будущего зятя в училище на Моховую!

Кстати, став взрослым, Владимир Набоков так и не научился водить автомобили. Приехав в Америку в 1948 году, он приобрел первую машину, чтобы было на чем ездить ловить бабочек, но водила ее жена писателя, Вера. «Госпожа Набокова спустилась с веранды к автомобилю и устроилась за рулем. Набоков, который сам не водил, садился сзади справа. Он принципиально был против быстрой езды. Для уверенности, что его жена не превышает 40 миль в час, была заказана специальная опция. К спидометру был приделан предупреждающий клаксон. Но жена Набокова всегда сдвигала его к шестидесяти», — писал репортер Роберт Бойл в Sports Illustrated.
Были в Петербурге и другие автолюбители, просто они не владели словом так, как Набоков, и не оставили нам столь ярких воспоминаний. Но все же за некоторыми из них любопытно проследить.

ВОКРУГ СВЕТА ЗА 80 ДНЕЙ

В конце 1908 года молодой барон Владимир фон дер Остен-Сакен заключил пари на 50 тысяч рублей. Он поспорил, что совершит кругосветное путешествие по всем материкам, кроме Австралии. В ходе путешествия он должен был передвигаться пешком, ездить на пароходах и по железным дорогам, и не менее 15 тысяч вёрст проехать на автомобиле. При этом барон обязался выехать без копейки денег и все средства к жизни добывать в пути.

По всей видимости, Остен-Сакен затеял эту авантюру ради славы, и очень в этом преуспел. Приключения барона вызвали бурный интерес у публики, а имя сразу стало известным не только в столице, но и во всей России.

Совершая автомобильную часть своей кругосветки, барон и его спутники попадали в крупные аварии. Например, за Валдаем автомобиль на полном ходу налетел на закрытый шлагбаум, в щепки разломал его, а сам слетел под откос. А после отъезда из Казани автомобиль и вовсе загорелся. Оказалось, что в Казани вместо машинного масла в машину залили растительное. Чудом водитель и пассажиры не пострадали.

Дальнейший маршрут Остен-Сакена лежал до Владивостока, затем в Цуругу (Япония), Йокогаму, в Южную Америку и Африку. В путешествии его сопровождали супруга и корреспондент «Синего Журнала» Полянин.


АДВОКАТ АВТОМОБИЛИЗАЦИИ

Адвокатом автомобилизации можно назвать М. И. Хилкова, министра путей сообщения Российской Империи в 1895 - 1905 гг.. При нём в 1896 г. появился документ под названием «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров в самодвижущихся экипажах», разрешивший массовое использованиеавтомобиля в качестве пассажирского и грузового транспорта.

Хилков пёкся о развитии российских автомобильных дорог, следил, чтобы их качество соответствовало уровню передовых европейских стран. Он лично участвовал в ряде автопробегов. Благодаря одному из таких путешествий появился курорт Гагры. В 1899 году совместно с принцем Александром Петровичем Ольденбургским (членом Императорского Дома Романовых) Хилков отправился в Черноморскую губернию. Они планировали изучить возможности прокладки железной дороги вдоль моря. По дороге из Новороссийска в Сухуми путешественники остановились в Гаграх — заброшенном уголке, где сохранился лишь древний храм и развалины крепости. Восхищённый красотой и климатическими условиями бухты, принц Ольденбургский задумал превратить её в «русскую Ниццу», что и было вполне осуществлено, когда в феврале 1901 года указом императора Николая II на создание курорта была отпущена земля, и началось строительство.

После событий 1917 года Петроград стремительно приходил в запустение, и в  голодном, холодном городе, население которого к концу Гражданской войны сократилось едва ли не вчетверо, говорить о роскоши уже не приходилось.



7-09-2023, 17:03

Другие статьи
Здание Двенадцати коллегий

Здание Двенадцати коллегий

Здание Двенадцати коллегий, которое ныне занимает Санкт Петербургский Государственный Университет, строилось по проекту Доменико Трезини достаточно долго - с 1722 по 1742 год: под многими сооружаемыми зданиями оказалось попросту болото, которое с большими трудностями пришлось засыпать землей и камнями.

Подробнее »

Удивительные экспонаты музея Горного университета

Удивительные экспонаты музея Горного университета

Мало кто знает, что при Горном университете на Васильевском острове (старейшем, кстати, техническом учебном заведении страны) есть свой музей, оформленный еще в середине XIX века.

Подробнее »

Особняк Кочубея на Фурштатской

Особняк Кочубея на Фурштатской

В Петербурге есть несколько зданий, принадлежавших роду Кочубеев.Особняк на Фурштатской улице под номером 24 был построен архитектором Мельцером в 1910 году для князя Виктора Сергеевича Кочубея, генерал–адъютанта императора Николая II, занимавшего высокую должность Управляющего уделами царской семьи.

Подробнее »