В середине 19 веке американская швейная компания «Зингер» завоевала российский рынок и предполагала сделать его плацдармом для покорения стран Востока. К концу 19 столетия компания продавала в России до 100 тысяч машинок ежегодно и в 1900 открыла в Подольске собственное производство. Зримым подтверждением коммерческого успеха и поистине планетарных амбиций компании должно было стать невиданное по тем временам офисное здание в самом центре российской столицы. Воплощение замысла было поручено архитектору Павлу Сюзору.
На рубеже 19 и 20 веков для компании «Зингер» строились флагманские офисы по всему миру, и руководство предполагало возвести в Петербурге ни много ни мало небоскреб, чрезвычайно походивший на нью-йоркский проект: на Бродвее в 1908 году был построен небоскреб Зингер-Билдинг, ставший самым высоким зданием в мире. Для воплощения этого головокружительного замысла в 1902 году фирма приобрела участок на углу Невского проспекта и набережной Екатерининского канала (ныне - канала Грибоедова) за астрономическую сумму в 1 миллион рублей. Однако мечты разбились о высотный регламент, действовавший в Санкт-Петербурге: до революции ни одно гражданское сооружение не могло быть выше Зимнего дворца (23.5 метра). В связи с этим во время проектирования и строительства здания то и дело возникали скандалы, которые фирма, надо признать, использовала в рекламных целях.
Зодчий Павел Сюзор потратил больше года на разработку проекта: его творческие поиски руководитель компании «Зингер» в России, Дуглас Александер, воспринимал в штыки и даже планировал снизить гонорар архитектору.
Несмотря на все сложности, к 1904 "Дом Зингер" был построен. Павел Сюзор смог возвести удивительное с архитектурной и инженерной точки зрения здание: чтобы обойти регламент и все-таки создать высотную доминанту, архитектор увенчал дом башней со стеклянным куполом и глобусом, символизировавшим мировой успех компании. Вдоль экватора глобус опоясывала сияющая электрическим светом лента с названием компании.
К слову, решение с куполом оказалось неоднозначным: многим не нравилось соседство этого сооружения с Казанским собором, но Академия художеств поддержала задумку архитектора. Да и в целом новая доминанта Невского проспекта вызывала критику: художник и писатель Александр Бенуа сравнивал купол дома «Зингер» с флаконом духов, а бывший ученик Сюзора - архитектор Гавриил Барановский - отзывался о доме «Зингер» как об однообразно-скучном (хотя здание Елисеевского магазина на Невском, построенное самим Барановским, тоже вызывало очень много нареканий в столице начала 20 века).
Какими же инженерными новшествами мог похвастаться дом компании «Зингер»?
- впервые в России для стен был использован металлический каркас, который позволил создать огромные окна-витрины;
- в здании был устроен атриум — внутренний дворик с прозрачной остекленной крышей; кроме того, использование остекления в перекрытиях внутренних дворов на уровне вторых этажей позволило увеличить полезные площади;
- дабы не портить фасад водостоками, на кровле поставили желоба, из которых вода стекала по внутристенным трубам;
- паровая система, которую спроектировал Сюзор, обеспечивала автоматическую очистку крышы от снега;
- внутри стен были устроены вентиляционные шахты и проложены трубы парового отопления;
- в офисном здании работали лифты немецкой фирмы «Отис», а в некоторых помещениях находились встроенные металлические сейфы.
Внешняя отделка тоже заслуживала внимания: на углу здания под стеклянной башней Сюзор поместил двух валькирий, реющих над Невским проспектом на рострах кораблей. У одной из них в руках был гарпун, а у другой - веретено, - эти символы олицетворяли экономику и промышленность. Естественно, под локтем одной из валькирий разместилась швейная машинка.Внутреннее убранство было выполнено в стиле модерн: посетителей встречали плавные формы оконных проёмов, дверей, декоративных решеток.
Сверхсовременное офисное здание вмещало в себя не только правление российского отделения компании «Зингер»: в то время как структуры самой компании занимали мансарду, остальные конторские помещения сдавались внаём. В престижном здании открыли свои отделения многие банки: Санкт-Петербургский частный коммерческий банк, банкирские дома «Захарий Жданов», «Братья Джамгаровы» и правление Русско-Английского банка.
После октябрьских событий компания свою деятельность в России прекратила, и с 1919 дом «Зингер» превратился в Дом книги: на двух нижних этажах развернулась торговля книгами, а остальные помещения заняли издательства и газетные редакции (Лениздат, Детгиз, Просвещение, Художественная литература и многие другие). С издательствами, размещёнными в Доме книги, сотрудничали Самуил Маршак, Корней Чуковский, Даниил Хармс, Ольга Форш, Алексей Толстой.
Торговля в крупнейшем книжном магазине города продолжалась и в период блокады. После войны здание восстановили к 1965 году, а в 2004 завершилась еще одна реставрация: интерьерам вернули исторический облик, восстановили дубовые рамы и двери, обновили позолоту и мраморные ступени.